Граффити: экстремально и противозаконно
Представляете ли вы себе свой город без граффити? Я нет. Настенная живопись из разряда модного увлечения для немногих неожиданно переросла в занятие для широких молодежных масс. А затем вернулась в прежнее полуподпольное состояние, но на более качественном уровне. Сегодня на улицах очень много плохих граффити, неуклюжих тэгов, которые оставляют неумелые подростки. В то же время есть люди, чьи дерзкие работы возникают в самых неожиданных местах. Например, на вагонах метро. За ними охотятся люди в погонах, а усатые работники метро мечтают начистить им лица. Удается им это нечасто – подземные вандалы переодеваются в униформу, находят все новые способы проникновения под земли и удирают от преследователей по туннелям метро. Мы поговорили с представителями столичных команд КГМ и MDT чтобы выяснить, что движет такими людьми.
В принципе любое граффити нелегальное?
То что делается за деньги – это немножко ненастоящее граффити. Это как рэппер, которому за деньги написали тексты и музыку. Примерно такая же разница между заказной работой за деньги и нелегальным граффити.
Граффитчики-"нелегалы" сейчас поделились на тех, кто рисует на улицах, и на тех, кто работает над поездами. Последние тоже делятся: кто-то предпочитает электрички, кто-то рисует в метро. Метро – отдельная тема, гораздо более сложная.
Есть разница между граффити в спальном районе и бомбингом в метро?
В спальном районе могут быть свои неприятности, местные парни какие-нибудь, которым не нравится "чё эт за х... на стенке". В центре побольше милиции, всяких патрулей, охранников, народ туда-сюда ходит, камеры висят… Мы стараемся делать в центре. Встречаемся и просто идем, прогуливаемся, заодно смотрим место. Сам процесс поиска места может занимать несколько часов…
Метро это жесть такая, что с улицей никак не сравнится. Хотя с одной стороны, когда ты делаешь на улицах, тебя может увидеть куча людей. Когда ты делаешь в метро, тебя может вообще никто не увидеть, но если что-то неправильно сделал, примчится такая толпа, что не убежишь.
Что самое сложное?
Метро – это видеокамеры, детекторы, реагирующие на движение датчики, двери железные... Места и способы проникновения в подземку называть не будем, не хотим усложнять себе жизнь. Метро находится в ведении ФСБ, а сотрудники этой службы тоже читают Интернет. Те пути, через которые проникновение граффитчиков уже "было пропалено", подвергаются более тщательному надзору. В общем, в метро в принципе непросто.
Самое сложное – это выполнить все этапы: залезть, нарисовать, выбраться и потом прийти на станцию, чтобы сфотографировать свеженькую работу в движении. Часто какой-нибудь этап выпадает. Залез, но не сделал. Начал рисовать, но пришлось бежать. Нарисовал, но не сфотографировал. Еще в метро сложно убегать.
Бывало что не убегали?
В процессе никого не брали. Хотя были ситуации, но много раз выскакивали прямо из-под носа у милиции. Бежишь и видишь, что ментовские машины едут. Приходилось и в метро убегать: за первым поездом, пока интервалы большие. По путям прямо. На платформу вылезаешь – уже люди стоят, смотрят на тебя выпученными глазами.
Сейчас милиция работает оперативнее, чем года три назад. Еще все эти взрывы, теракты, все это тоже отложилось. На данный момент этим занимается ФСБ. То есть, если кого-то ловят, то именно с ними общаться приходится.
Ловили людей, которые фотографировали. Таких пытаются заставить признаться, что он это делал, пытаются найти на нем краску. ФСБ же сами тоже все фотографируют, файлы собирают с рисунками, человека ловят, ему показывают кучу фоток… А иногда даже по Интернету палят. Они врубаются.
Говорили когда-нибудь: "Мы знаем, это твой таг, это ты рисовал"?
Бывало, но доказать это сложно, все рассчитано, чтобы человек сдался. Обычная ментовская тема. Пытаются, чтобы человек себя сдал и других людей. Но ФСБшники, это конечно не менты, они по-другому давят, психологически. Кто-то сдавал, были случаи. Есть такой чувачок один, довольно известный, много делал, но сам…
В граффити присутствует такой момент психологии: людей нужно проверять – с кем-то ты можешь пойти, с кем-то не можешь. А вот этот парень круто рисует, но сам по себе дурак, с ним не могу пойти. Другая часть психологии – когда ты рисуешь на улице, как ты себя поведешь в какой ситуации. Допустим, к тебе начинает кто-то подходить и что-то говорить, как ты отреагируешь на это. Кто-то может сказать "Да пошел ты на х.." и это может закончиться плохо. А можно нормально поговорить с человеком, и тот еще скажет, "да все нормально, рисуйте".
Но на поездах-то разговаривать не с кем?
На поездах все по другому. Да, тебя там никто не видит. Но тебя может кто-то ждать, и в этой непредсказуемости и таится источник адреналина.
Это спорт для вас?
Да. Нелегальный, экстремальный и противозаконный.
К пойманным граффитчикам применяют силу?
Машинисты поймали парня, который фотографировал. Доказать ничего не могут, хотя у него был рюкзак, была краска на одежде. Они ему двинули несколько раз, выбили зуб, синяки. И подали заявление в милицию – он разрисовал поезд. Тот ответное заявление написал – меня, мол, избили. Получилась встречная тема.
В Питере на платформе электрички снимали на камеру, а там очень жестко палят тех, кто снимает. Одного такого поймали опера в штатском, жестко побили, сломали ему нос. Причем, он просто друг, одноклассник, сам ничего не рисовал, его попросили поснимать…
А простые жители города?
И такое бывает. В Москве неслабо пострадал участник команды Зачем? Он получил несколько ножевых ранений во время того, как тэгал. Какой-то быдлан решил применить силу, потому что ему не понравилось, что человек рисует. В результате человек неделю пролежал в реанимации, переливали кровь, шрам остался – через всю голову, через всю шею, частично у него не двигалась рука, он не мог говорить. В результате – продолжает. Причем, мало того – он занялся сейчас абсолютно другим направлением – делает плакаты, которыми заменяет эти вот рекламы на остановках. Причем изначально они были вызывающими, с закосом на протест, типа "Зачем негодяи", а сейчас он творчески обыгрывает оригинальные макеты рекламы.
В чем критерии крутизны нелегальных граффити?
Когда-то на первом месте было количество, сейчас другие критерии. Можно сделать суперзамороченный кусок, но если ты полчаса стоишь перед рисунком, пытаясь разобрать, что же это за буквы... Ценится стиль. Ценится творчество. Ценится, чтобы сделано аккуратно, чтобы по цветам нормально, чтобы стиль в этом чувствовался. Тут можно даже провести параллели с картинами, где есть и импрессионизм, и абстракционизм – разные направления, разные стили...
Сложность самого исполнения – тоже важно. В метро есть новые вагоны, которые стоят только в определенных местах, куда очень трудно добраться. Сделать какой-то поезд, который никто не делает, или, который делают раз в год – это котируется.
Какова степень секретности?
В Москве не особо шифруются. В Европе это очень жестко. Больше рассчитывают поймать с поличным, нежели как-то по-другому вычислить. В Европе вообще многое иначе. Там все известно заранее. Люди идут делать поезд и уже знают: здесь сидит тот-то человек, тут он пройдет через час, а вот там стоит поезд, в такое-то время он отправится на такую-то станцию, там простоит полчаса, потом отправится туда-то. У нас ни хрена. Может никого не быть, а может целая толпа, может поехать утром поезд, а может и нет.
Граффити по прежнему является частью хип-хоп-культуры?
Новые люди приходят сюда по большей части именно из рэп-культуры. По моей оценке процентов 90 слушают рэп. Но вообще люди разные. Есть среди них, например, футбольные фанаты, которые вместе рисуют, но болеют за разные команды.
Много людей, которые связывают граффити с политикой, с протестом, с радикальными идеями?
У нас мало. В Европе – наоборот. Например, доминирующие команды Берлина регулярно принимают участие в антиглобалистических мероприятиях. У нас другая психология и не такая квадратная страна, где все по правилам. У них каждый, кто увидит рисующего сразу звонит в полицию. Соответственно, граффити для немцев – удар по системе, способ вырваться за рамки.
В наших работах тоже находится место политике, но иное. Я делал куски "Москва". Писать "Россия для русских, Москва для москвичей" глупо. Но не мешает напомнить людям, где они находятся. Или перед праздниками я делал большой кусок "1941-1945". Это ничему не учит, это просто чтобы человек увидел и задумался. Потом имели место такие случаи: перед выборами любителям легких денег чуть ли не трафареты готовые вручали. Идите, ребята, рисуйте. Такая политическая реклама под видом граффити.
Как к вам относится милиция?
Пока что они не видят в нас какую-то угрозу общества. А видят только средство легкого съема денег. И слава Богу – можно найти ходы, договориться. Но люди обновляются, многие не знают культуры. И вот этими постоянными взъебами системы, повальными скретчами на окнах они приведут к тому, что возникнет специальное подразделение МВД по борьбе с граффити. Слухи об этом уже давно ходят.
Где рисовать нельзя категорически?
Все зависит от моральных рамок человека. Не рисуют на церквях, на памятниках. Нельзя рисовать поверх чужих рисунков, особенно если это был рисунок граффитчика, который круче тебя. Это значит ты просто попал. Обратный вариант возможен, более авторитетная команда может забить чей-то плохой рисунок. Молодежь многого не понимает. Едешь по филевской ветке – там все окна заскретчены. Криво, некрасиво, ужасно. Дело рук невтыкающих подростков.
До какого возраста люди могут заниматься граффити?
Все по разному. Как и в любой другой субкультуре – кто-то повзрослел, кто-то решил, что все это лишь баловство и хулиганство. А для кого-то это остается навсегда. На "Write4Gold" в Москву приезжали люди, которые рисуют с 1980-го года, они уже рисовали на всех транспортных системах мира.
Граффити стоит на месте или развивается?
Конечно развивается, и сейчас уже правильнее говорить о появлении такого направления искусства как стрит-арт. Появляются все новые и новые методы. Все уже знают про стенсилы – трафареты. В ходу наклейки – от маленьких глянцевых разноцветных до огромных плакатов А0, которые мажут клеем. Причем сам клей выпускается в виде спрея в баллоничке, чтобы удобнее наносить.
Появились такие вещи как насадка на порошковый огнетушитель, туда вкручивается банка с краской, чтобы покрасить пену, и делаются тэги размером с двухэтажный дом.
Люди тэгают плавиковой кислотой, которая разъедает какой-то элемент в структуре стекла витрины, причем в начале это незаметно. Но потом такой запах! В Праге в метро ребята как-то перестарались с этой кислотой до такой степени, что на следующей станции их поезд остановили, станцию оцепили, приехала химзащита.
Пока концептуально нового ничего не придумали, но жизнь не стоит на месте. Так что не за горами тот день, когда на самолетах начнут фигачить.
Андрей Никитин, rap.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии