Nelly: Миллионы за "колхозный рэп"

Молодой человек по имени Корнелл Хэйнс-младший, вероятно, в большей степени заслуживал бы появления на сайте ]]>www.pop.ru]]> – если бы таковой функционировал. Ортодоксальные сторонники андеграунда, которых особенно много среди российских поклонников рэпа, при появлении Хэйнса в телеэфире готовы, как минимум плюнуть в экран, как максимум – вдребезги расколотитьсвой тв. В то же время, в Америке персона Корнелла не вызывает такого негодования и получает респект даже от таких артистов как Mobb Deep. Его появление на этом сайте оправдано еще и тем, что этот чрезвычайно удачливый артист является на сегодняшний день одной из центральных фигур в американском рэпе. Совсем скоро – 14 сентября - он разразится очередным альбомом, точнее сразу двумя. И не нужно быть великим пророком, что бы предсказать им серьезный финансовый успех. Итак, прошу любить и жаловать, один из самых коммерчески успешных рэпперов сегодняшнего дня – Nelly.

Первый из Лунатиков

Если бы вернуться в те дни, когда он начинал, посмотреть на его молодые годы, а потом услышать вопрос "Ну как, станет этот парень большой звездой?", то в ответ можно было произнести лишь скептическое "Маловероятно". Немного было предпосылок к успеху. Сент-Луис, штат Миссури, не лучшее место для старта. С одной стороны, на местном уровне, в виду отсутствия конкурентов, пробиться было легче. Но с другой – перешагнуть порог регионального успеха уроженцу Сент-Луиса куда сложнее, чем парню выросшему в Нью-Йорке. Так что начальные условия мы не назовем благоприятными.

Местом, где Нелли начинал свою карьеру была команда St. Lunatics, куда кроме него входили Murphy Lee, City Spud, Kyjuan и Big Lee. У себя в штате они были невероятно круты, но стоило пересечь границу и проехать несколько миль – и люди уже недоуменно пожимали плечами в ответ на вопрос знают ли они о St. Lunatics. На серьезный уровень выйти не получалось, фирмы грамзаписи их материалы игнорировали. Такая реакция на творчество способна самого позитивного человека погрузить в депрессию и сделать артистом “андеграундного жанра”. Но нет, чувачок остался верен себе и продолжал гнуть позитивную струю. Просто теперь он обошелся без компаньонов и сосредоточил усилия на сольной работе. Не вдруг – пришлось потрудиться – но он все-таки сумел попасть в поле зрения директоров лейбла Uptown, известного помимо всего прочего тем, что в середине 90-х на нем трудился Шон "Паффи" Комбс. Думаю, рано или поздно это должно было произойти – стиль у Nelly сугубо попсовый, а пацанчик, хоть и из сельской местности, но свое дело знает – то зачитает, то подпоет в припеве, и так цепко у него это получается, захватывает не только таких же селян, но и городских зазнаек. Опять же и манера у него интересная, немного с ленцой читает, и выговор специфический, необычный, людям должно понравиться. В общем, контракт был подписан и в 2000 году первый альбом Нелли под названием "Country Grammar" был выброшен на рынок. Наступало время для больших дел.

In the SummerTime...

В шоу-бизнесе существует термин "летний хит". Такая легкая ненавязчивая песенка, максимально соответствующая по настроению теплым и беззаботным летним месяцам. Так вот Нелли можно было бы назвать летним рэппером, поскольку все его песни без труда вписываются в вышеназванный развлекательный формат. Чего там говорить, у него даже все альбомы издавались к летнему сезону! Первым, как уже было сказано, вышел "Country Grammar". Немногие рэпперы дебютировали так уверенно. Одноименный лид-сингл стойко держался в ротации радиостанций, а альбом не только оказался на первом месте в хип-хоп/РнБ-чарте, но и два месяца возглавлял хит-парад лучших альбомов Америки. Это был неслыханный триумф! Помимо корешей-"лунатиков" на диске поучаствовал хот-бой из Нью-Орлеана Lil Wayne и выступавший в роли продюсера пары треков Cedrick The Entertainer, но главные хиты альбома – целиком и полностью заслуга Нелли. Собственно на этом подвиги Нелли в рядах Uptown завершились – далее он работал под крылом гиганта Universal. Следующий год ушел на то, чтобы продемонстрировать таланты St. Lunatics – альбом "Free City" впрочем не снискал лавров. А уже следующим летом нас ждало очередное сольное творение Нелли, альбом "Nellyville".

"Я говорил, что я номер один?"

На обложке "Nellyville" он появился с пластырем на щеке. В таком же виде он снимался в клипах и щеголял на живых выступлениях. Вроде бы в этом был какой-то смысл, вдаваться в который совсем не хочется. А хочется отметить, что острословы тут же стали обсуждать, насколько было бы всем лучше, если бы Нелли заклеил не щеку, а рот. Тем не менее, разговоры не влияли на продажи альбома - расхватывали его как пирожки в голодный год. Материал выглядел более солидно, чем на "Country Grammar". Имели место дуэты с поп-артистами: менее удачный "Work It" с Джастином Тимберлейком и сверхуспешный "Dilemma" с Келли Роуланд из Destiny`s Child. В набор хитов и хитков следует включить также треки "Pimp Juice", "Air Force One" при участии Trackboyz, "Hot in Herre" спродюсированный Neptunes и "Roc The Mic" с участием "рокафелеров" Beanie Sigel и Freeway. Неугомонный селянин с пластырем настойчиво штурмовал чарты и снова крепко обосновался на их вершине. В связи с этим кто-то родил ему рекламный слоган "Nelly #1". Хороший слоган, звучный как футбольная кричалка и убедительный как приказ командира. Нелли даже побрякушку такую себе изготовил, в виде решетки и единицы. В связи с этим хочется вспомнить любопытный пассаж, который был обнародован на сайте mtv.com: "Вы можете называть его поп-рэппером, если вам это нравится. Но вы не можете оспорить то, что он является номером один". Если мы и не можем, то ветеран хип-хопа KRS-One осмелился. В треке "Ova Here" он смешал с грязью шикарного парнишу с пластырем, назвав его стиль попсовым, сравнив с N`sync и призвав слушателей ни в коем случае не покупать новый альбом Нелли. Вот вам и первый номер.

VOKAL, Pimp Juice & Derrty Ent.

Ну, это только деталь, неприятная мелочь для нашего героя. Приятных в его жизни было гораздо больше. Например – вручение сразу двух граммофонов Грэмми за треки "Dilemma" (как лучшая совместная работа в жанре рэпа) и "Hot in Herre" (лучший мужской трек в жанре рэпа). Или участие в горячем хите лета-2003 "Shake Ya Tailfeather" из саундтрека к фильму "Плохие Парни 2", где он засветился в компании с P. Diddy и своим протеже Murphy Lee. Правда альбом ремиксов "Da Derrty Versions: The Reinvention", который вышел в ноябре 2003, оказался наименее успешным, не поднявшись выше 6 места в хип-хоп/РнБ-чарте. Хотя, на большее трудно было рассчитывать, все-таки ремиксы они и есть ремиксы. Зато Нелли показал себя хватким бизнесменом, достойным сидеть за одним столом с Пи Дидди и Джей Зи. Уверен, ильфовские "пикейные жилеты" в один голос высказались бы о губастом парнишке в том духе, что "Нелли - это голова" и "Мы бы ему пальца в рот не положили". Главное его достижение – успешно продававшаяся линия одежды VOKAL (в русскоязычных странах этот брэнд нежизнеспособен, очень уж неблагозвучен он при разбиении на слоги). Тем не менее, в Америке барыши исчислялись в миллионах. Напиток-энергетик Pimp Juice тоже неплохо подзарядил личный счет Нелли, а там уж недалеко и до привычного бизнеса любого рэп-магната – продюсерской деятельности. Нелли учредил лейбл Derrty Entertainment, и в сотрудничестве с Universal "раскрутил" дебютный альбом своего подопечного Murphy Lee на золотой статус. В общем, сегодня Нелли уже не простак из провинции, а шикарный мистер в собственном лимузине. Над жителями глубинки не только в России смеются, в Америке любят поиздеваться над южанами или парнями со Среднего Запада. Но с Нелли такой номер больше не проходит.

Двойной удар

На осень 2004 Нелли запланировал нечто из ряда вон выходящее. Чтобы еще больше укрепить свое величие и опять же, подкрепить статус "намбер уан" вескими аргументами, он выпускает сразу два альбома, выходящих одновременно. На одном из них обещаны сплошь "Дилеммы", на другом исключительно "Хот ин Херр". А если без иронии, то "Suit" будет содержать сплошь лиричные баллады, а "Sweat" обещают сделать энергичным и трясопопным. Среди участников – созвездие “великих”: Фаррелл из Neptunes, Энтони Хэмилтон (чувак, чей альбом "Comin` From Where I`m From" непостижимым образом держится в первой двадцатке хипхоп/РнБ чарта Биллборда уже 50 недель), Snoop Dogg, Ron Isley, Mase, Fat Joe, Mobb Deep & Missy Elliott в треке с продакшном Alchemist, Jazze Pha и неравнодушная к рэпперам поп-дива Cristina Aguilera. Горячие треки "Flap Your Wings" и "My Place" обещают навечно прописаться в радиоэфирах. Ожидайте и трепещите.

Дискография

Country Grammar / Uptown / 2000

Nellyville / Universal / 2002

Da Derrty Versions: The Reinvention / Universal / 2003

Suit / Universal / 2004

Sweat / Universal / 2004

Андрей Никитин, ]]>www.rap.ru]]>