интервью вАрчуна

вАрчун: "Антон Зубарев - это на 99% вАрчун, а вАрчун, соответственно, на 99% Антон Зубарев"

X-Star: Первый вопрос. Что для тебя рэп?
вАрчун: Ты знаешь, казалось бы, на этот вопрос легко ответить, но на самом деле это очень сложно. За более чем 10 лет в культуре я уже настолько "пустил корни" в рэп, что одним словом выразить, что он значит для меня, чем является в моей жизни, сложно. Я не хочу говорить, что рэп это как женщина, или как оргазм, или как любовь. Я считаю это банально и пошло. Пусть будет так: рэп - это и есть я, я - это и есть рэп. Я воспринимаю себя в первую очередь как рэппер - как исполнитель песен в стиле рэп и как поклонник рэп-музыки. В первую очередь я вАрчун. Только потом идет все остальное - друзья, семья, дом. ...


X-Star: А как, если не секрет, удается сочетать то, что ты вАрчун, с тем, что многие люди - на работе, дома - знают тебя прежде всего, как Антон?
вАрчун: Да это очень просто. Антон Зубарев - это на 99% вАрчун, а вАрчун, соответственно, на 99% Антон Зубарев. Я очень тесно сжился со своим образом. На работе, к примеру, почти все знают, что я занимаюсь рэпом, выпускаю альбомы и все такое. А дома и тому подавно. Ворчуном меня однажды назвал отец, и так вот и прилипло на веки вечные. Так что я не испытываю проблемы перевоплощения из Антона в вАрчуна и обратно. Нужно только лишь соблюдать некоторые формальности на работе, ну и быть чуть помягче дома.

X-Star: Каким, на твой взгляд, должен быть рэп?
вАрчун: Я думаю, ты имеешь в виду все-таки русский рэп. Так вот, отечественный рэп должен быть РАЗНЫМ. Посмотри на западный хип-хоп - там есть музыка на любой вкус, есть gangsta, есть hardcore, есть bounce. И это всего лишь условное деление, так сказать упрощенное. Все эти стили мирно уживаются друг с другом. У нас же в России бытует мнение, что если ты делаешь рэп, то это должен быть самый грузный хардкор, который только можно придумать. А все остальное - это шляпа. Или еще - рэп должен быть в андеграунде. Как сказал однажды любимый тобой Д. Григорьев, еще будучи в составе РММ, - "Для меня синонимом слова "андеграунд" является слово "говно". И я с этим полностью согласен. Пусть в андеграунде остаются те, кто ничего из себя не представляет. Те же, кто делает рэп качественно, должны быть на виду. Их должны показывать по ТВ, крутить по радио, их концерты должны собирать многотысячную толпу. Они должны получать реальные деньги за свой рэп. Таким образом, на мой взгляд, рэп должен быть разным, но при этом качественным и, главное, доступным.


X-Star: Почти согласен с тобой относительно андеграунда (честно говоря, раньше бесило, а теперь просто забавляет, когда люди оправдывают дерьмовость во всех отношениях своих записей словами "а что ж вы хотели? Мы ж андеграунд!"). Хотя опять же андеграунд бывает разным. Как ты, например, относишься к DOB Community? По-моему, их говном сложновато назвать при любом раскладе… А относительно ТВ и радио… Да, наверное. Но это может привести к извращению хип-хопа - так, как, на мой взгляд, произошло в США. Хип-хоп - не танцевальная музыка, нельзя превращать ее в фон на дискотеках. И уж тем более, нельзя допускать той клоунады, которая подается на MTV в виде клипов: задницы, цепи, тачки - все это круто, но это не есть хип-хоп, по-моему. И еще есть огромная опасность, касающаяся прежде всего нашей страны: исполнитель, засветившийся на радио и телевизоре, моментально задерет нос выше макушки и перестанет делать то, что делал раньше.
вАрчун: Насчет D.O.B. я скажу так: мне не нравится подача off-beat и отсутствие рифмы. Это не мое. Поэтому обсуждать творчество D.O.B. я просто не имею права, т.к. до кучи мало чего у них слышал. А вот насчет того, что хип-хоп - не танцевальная музыка, позволь с тобой не согласиться. Обратимся опять же к истории культуры - перво-наперво появился брейк-данс, а что это, если не танец? Да и рэп как способ говорить свои тексты под бит был изобретен на дискотеке во время сета ди-джея (если не ошибаюсь, это был Kool Herc). Потом уже пошло развитие, трансфомация, деления на множество направлений. Опять же повторюсь - рэп разный, есть такой, есть сякой, а есть немазаный и сухой… Ну а задницы, цепи и тачки легко объяснимы. Кто придумал рэп? Афро-американцы, правильно? Правильно. А где преимущественно живут афро-американцы? В гетто? В гетто. И как им там жить, случайно не тяжело? Тяжело, ой как тяжело. Поэтому когда чуваку, спавшему на улице и промышляющему мелкой торговлей наркотой, удается вырваться "в люди" благодаря рэпу, он пытается показать, чего он достиг. Это нормально для любого человека. Отсюда и цепи, жопы и тачки в клипах. А те, кто начинает задирать нос, засветившись на ТВ - просто слабые люди, которые не проходят испытание медными трубами. Тут ведь все от человека зависит. Как поет J-Lo в своей песне - "Не важно, какие на мне драгоценности, я ведь все равно Дженни из нашего района".

X-Star: История развития хип-хопа… Ты знаешь, что такое Dozens (и еще ближе к рэпу - signifying), ты знаешь творчество таких людей, как Last Poets? Так вот хип-хоп - это не просто выкрики диджея, плавно ставшего еще и МС - это, как говорится в одной песне, "гораздо больше"! Помнишь?
вАрчун: Помню, помню… Я тебе как раз об этом и говорю - слава Аллаху, что рэп разный!!! Представляешь, насколько долго бы просуществовал хип-хоп, если бы он не развивался, а так и остался бы выкриками ди-джея поверх микса??? Или был бы исключительно хардкор-рэп, после однократного прослушивания которого ничего не остается, как пойти и убить кого-нибудь, или себя на крайняк… Получилось бы как с гранджем - умер Курт Кобейн, и грандж благополучно закончил свое существование… К счастью, рэп развивается, претерпевая различные метаморфозы.
И вот что еще я тебе скажу. Что главное в рэпе? В любом, независимо от стиля? Опять же приведу цитату, на сей раз Вальтера, экс-солиста "Типичного Ритма" - в рэпе главное ПОНТЫ. А еще как-то Шефф сказал, что весь рэп, равно как и любая другая музыка, да и вообще любые виды творчества - это способ мужика, самца, привлечь к себе внимание самки, т.е. женщины. Это конечно же упрощенное представление, но все же… И если провести анализ рэп-музыки за всю ее историю, что мы увидим? Понты, понты, и еще раз понты. Начиная от Run-DMC с их кроссовками adidas и дутой голдой, и заканчивая тем же 2Pac'ом с его бандитскими татухами и серьгами в ушах и в носу. Я уж не говорю о современном хип-хопе, где понт на понте и понтом погоняет. Что из этого следует? Что рэп должен быть ПОНТОВЫМ. Или так: рэп не должен быть БЕСПОНТОВЫМ.

X-Star: На эту тему хорошо сказал Молодой в одном из треков П-13: "Лучше понтоваться, чем делать беспонтово". Но я с тобой абсолютно не согласен в том, что понты - главное в рэпе. Рэп - это всего лишь один из видов искусства (не могу даже сказать "музыки", потому что это вопрос спорный - все-таки хип-хоп зарождался как смесь лирики и музыки). А искусство, как известно, служит для того, чтобы доносить свои мысли, свое мировоззрение до народа. Если кроме "привлечения самки" мыслей нет, то это просто беда человека, которого надо просто пожалеть. По-моему, есть такая болезнь… И для меня намного более знаковым является тезис С.О. Мака "Рэп для меня - это прежде всего инструмент, с помощью которого я могу выражать свои мысли.". А относительно Run-DMC и 2Pac ты немного лукавишь, по-моему. Во-первых, есть еще и KRS-One, и Sunz Of Man, и Nas, и Killa Priest, и Public Enemy, и Black Moon, и The Roots, и многие-многие другие… Во-вторых, у того же Тупака понт все же не был главной и, тем более, единственной, темой в творчестве. И я, хоть убей, не понимаю, почему в рэпе самовосхваление и самопрезентация ДОЛЖНА выходить на первый план? Чем он (рэп то бишь) хуже других видов искусства? И не кажется ли тебе, что слушателю будет просто скучно слушать на протяжении 50-60 минут (средняя продолжительность альбома) о том, какой исполнитель крутой чувак, сколько он имел за свою жизнь телок, и какой у него большой член? По-моему, сужать рэп до подобного однообразия просто нельзя…
вАрчун: KRS-One - выживший из ума старый пердун и религиозный фанатик. Public Enemy - тоже старички, сегодня их рэп не так актуален, как был в конце 80-х годов прошлого века. Black Moon и Killa Priest так и не вылезли из андеграунда, а у Sunz Of Man главный хит спродюссирован Wyclef'ом и записан при участии Earth, Wind & Fire - почти танцевальная песня, не так ли? Nas, уважаемый за свою суперкрутую лирику, не гнушается работать с Diddy, Timbaland и той же J-Lo. Все хотят срубить бабла, все прогибаются под систему и понтуются, понтуются, понтуются… А слушать 50-60 минут об одном и том же заебешься по-любому, неважно, о чем тебе вещает исполнитель - о том, сколько телок отодрал, или о том, сколько ниггеров завалил на улице. Все относительно. Последний раз повторяю - рэп РАЗНЫЙ, темы РАЗНЫЕ. Главное, чтобы сам продукт был высокого качества, а не дешевый суррогат, вот и все. А слушателя своего он найдет в конечном итоге.

X-Star: Хм… жестко… Философ хип-хопа KRS-One - старый пердун?? Ну-ну… Знаешь, это классик культуры, который до сих пор продолжает - слава Богу! - гнуть свою линию. И я не против работы с Паффом, Джей-Ло и Тимбаландом - но - согласись! - у того же Nas'а подобных треков - мизер… И еще про уже надоевшую мне фразу "не вылезли из андеграунда": знаешь, каждый человек выбирает для себя свою дорогу: кому-то ближе по ящику с пышнозадыми телками танцевать или по пьяни и накурке в клубе отрываться, а кому-то - заниматься ТВОРЧЕСТВОМ, не ожидая с этого ни мировой славы, ни огромных денег, ни плотных ротаций. И, на мой взгляд, те же Black Moon только достойны уважения за то, что остаются собой, не продаваясь форматам и MTV… Конечно, их рэп - не для всех, но знаешь, так же делится и, допустим, кино: есть элитарное, а есть bubble-gum на две недели и миллионные доходы с проката… Каждому свое.
вАрчун: Все верно, но вот ты помнишь, скажем, историю Эминема? Чувак поднялся с самого дна, делая то, что у него лучше всего получалось - читая рэп. Теперь он самый продаваемый артист в мире. Не самый продаваемый рэппер, а самый продаваемый АРТИСТ!!! Или вот его приятель 50 Cent - в него выпустили 9 пуль, и он выжил и стал одним из самых лучших рэп-исполнителей нашего времени. Я считаю так - любой хочет прыгнуть из грязи в князи. Любой хочет получать деньги за то, что он умеет делать лучше всего. А если человека прет оставаться в андеграунде, то возникает вопрос - откуда он берет деньги на существование? Уж точно не от продаж того говна, что он называет своим творчеством. И вообще, зачем человеку, который "занимается ТВОРЧЕСТВОМ, не ожидая с этого ни мировой славы, ни огромных денег, ни плотных ротаций", продавать свои диски??? Зачем вообще что-либо записывать? Сиди в своем андеграунде, стучи по крышке стола, и читай свои высокоинтеллектуальные вирши себе под нос. Вот тогда ты станешь истинным творцом, не требующим славы. Кстати, все это элитарное кино, вся эта элитарная литература всегда создавались людьми, отнюдь не бедными, пресытившимися жизнью и ищущими новых ощущений. Их не волнует вопрос выживания в суровых условиях окружающей действительности. Они - богема, элита. Простым людям недоступно их творчество, потому что у них другая система ценностей. Что поделать, мы живем в материальном мире. Поэтому мэйнстрим - это пласт искусства, принимаемый БОЛЬШЕЙ частью слушателя/зрителя/читателя… Поэтому мэйнстрим рэп по большому счету - это рэп о том, как добиться успеха.


X-Star: Эминем… слишком спорный вопрос, чтобы его сейчас обсуждать… относительно псевдогэнгстеризма 50 Cent недавно очень хорошо и точно сказал некто Bang Em Smurf, бывший партнер по G-Unit… Ну да ладно. Кстати, было бы неплохо, если рэп стал бы элитарной культурой, может быть, даже богемной… А относительно зарабатывания денег мне опять же кажется, что до того момента, как наш рэп окончательно превратиться в цирк а-ля США, идеальной была бы ситуация, когда рэппер работает/учится, и часть заработанных денег тратит на рэп, после этого отбивая эти деньги концертами и продажами, таким образом чуть-чуть утолщая кусок масла на куске хлеба… А насчет бОльшей части потребителей культуры, принимающей мейнстрим, хочу сказать, что еще бОльшая часть этих потребителей потребляет и попсу… Так что же - нам всем теперь надо стремиться к достижению уровня Виа Гры и Тату?? Сомневаюсь…
вАрчун: Ты знаешь, я как раз против элитарности рэпа. Дело в том, что это приведет к угасанию хип-хопа в нашей стране. Чем шире аудитория, тем больше возможности притока "свежей крови" в рус. рэп. Вот посмотри, раньше (в середине 90-х) в России были только Бэд Би, Д.О.Б., Спенсор, ну еще пара-тройка команд… Помнишь, с каким интересом мы ожидали от них что-то новое, это было круто, т.к. этого было мало. А сейчас есть возможность выбора - слушать или не слушать, покупать или не покупать. И сейчас гораздо больше талантливых МС выходит на большую арену. Это только на плюс культуре, никак не на минус. Тем более, что ситуация "рэппер работает/учится, вкладывает бабки в творчество, и отбивает их с концертов и релизов" более чем реальна. Мне так и приходится делать. Но вот что я тебе скажу - сложно сочетать две абсолютно разные активности. С 8 до 5 я экономист, а после 5 я рэппер. Получается, что я ебошу на двух работах. Это отнимает очень много энергии, и в конечном итоге снижает качество либо одного, либо другого. Это плохо. Нужно заниматься только тем, что тебе наиболее приятно, тем, что ты можешь делать лучше всего. Тогда результат будет намного выше. А уровня Виа Гры и Тату достичь было бы очень и очень неплохо…

X-Star: В принципе, наши точки зрения понятны… Перейдем к другой теме: понравился ли тебе альбом Карандаша "Уценка 99%", как ты его оцениваешь?
вАрчун: Видишь ли, любезный мой Х, дело в том, что я не могу объективно оценить альбом Карандаша. Как, впрочем, и любой другой отечественный рэп-альбом. Я же сам делаю рэп, поэтому более/менее представляю себе всю эту хип-хоп кухню. Когда я слушаю русский рэп (а впрочем, не только русский, но и любой другой), я веду себя не как среднестатистический слушатель, а как аналитик - пытаюсь понять, как сделана музыка, оцениваю рисунок бита, качество сведения, технику исполнения, подачу, фишки. Я раскладываю прослушиваемый трек на составляющие. Ничего не могу с этим поделать, это пришло с опытом. К тому же любой русский рэп я воспринимаю как продукт конкурентов, ибо уровень отечественной хип-хоп культуры таков, что мы все находимся примерно на одной ступеньке. И с такой точки зрения оценка прослушанного материала, как правило, выставляется по двухбалльной шкале - либо "полное дерьмо", либо "а я смогу сделать лучше?".

X-Star: Честно тебе признаться, я тоже давно перестал слушать русский рэп, как среднестатистический слушатель. Конечно, причины для этого немного другие, да и система оценок у нас априори разная, однако кое-что общее все же есть. Ну ладно, вернемся к Карандашу, тем более, я и хотел услышать именно твою субъективную оценку.
вАрчун: Прежде чем дать ему свою оценку, повторюсь, что она глубоко субъективная. Субъективная еще и в силу того, что с именем и творчеством Карандаша у меня связано очень много эмоций, причем не только позитивных.
Итак, поехали. Во-первых, Денис ничем не смог меня удивить. Альбом полностью в духе тех треков, которые он записал совместно с Мутом еще в 2002 г. По-моему, в альбом даже вошли те самые старые треки. Вообще, больше половины материала я уже слышал раньше. Самое забавное то, что некоторые треки должны были быть записаны "Районом Моей Мечты". Но после нашей ссоры и ухода Дениса из РММ он очень успешно реализовал наши общие идеи в сольных треках. Приведу один забавный пример. На саундтреке к фильму "Cradle To The Grave" вышла песня M.O.P./C.N.N. "Stompdashitouttau" ("Выбиваемизтебяговно"). Мы с Крэком как раз приехали в Москву по поводу выпуска "Молниеносных Квазаров" и остановились у Дениса. Все втроем мы проперлись по этому треку и решили сделать что-то похожее. Каждый сочинил по куплету, но записать песню нам не было суждено - произошла та самая роковая ссора, после которой Каран ушел из РММ. Спустя несколько месяцев в сети я нахожу ссылку на новую песню Карандаша - "120$". Качаю, слушаю, и что же я там слышу? Куплет из той самой песни, которую мы должны были записать! Но самое забавное то, что припев "Выбиваем из тебя дерьмо" был использован Денисом в совместной с Y.G. и Даймом композиции. Вот так вот из одной песни получилось несколько. Кстати, куплет Крэка, сочиненный им для той самой песни, тоже обрел самостоятельную жизнь - из него получился новый трек "Я буду краток", который можно будет услышать на готовящемся сольном альбоме Крэка "Один".
Но вернемся к Карандашу. Второе, на что хотелось бы обратить внимание - это обилие наездов на РММ. Для человека, налево и направо кричащего, что бифа не будет, это более чем странно. А для меня обидно. Трек "Клоун-Карандаш" я воспринимаю как личное оскорбление, учитывая то, что, насколько я помню, моя песня "Как меня зовут" нравилась Денису. По крайней мере, он так говорил. Раньше. Гнусно было использовать ее припев в треке, направленном против нас с Крэком. Следующее - "кто-то заливает алкоголем трубы… пришлось уйти из группы". Это вообще детский сад. Как говорится, пиздеж и провокация. Ссора произошла вовсе не из-за алкоголя. И вот тут как раз всплывает вопрос об искренности творчества Карандаша. Однажды мы работали над треком для "Молниеносных", по-моему, это был "Автобус 2". Возник спор насчет того, что должно быть исполнено в припеве. Денис сказал: "Сделаем так, как говорю я. Я же знаю, что нужно слушателю". Эта фраза надолго запала мне в душу. Лично я считаю, что в текстах нужно отражать то, что волнует тебя самого, а не то, что понравится слушателю. Вспомни трек "Они чертовски талантливы". Можешь сказать, о чем он? Кого изобличает, высмеивает? Так вот, постольку поскольку я достаточно хорошо знаю Дениса (мы же несколько лет дружили, сколько километров было проехано вместе), то некоторая неискренность в песнях и склонность к преувеличению бросается мне в глаза.
Да, вот еще что. Терпеть не могу речевых ошибок в песнях. Всегда бесило, когда Лига в "Пачке сигарет" читал "зажгет" вместо "зажжет". Мы же русские люди, почему мы издеваемся над своим языком? Вот и у Карандаша есть подобного рода лажи. Приведу лишь одну, из песни "Бой петухов": "Крылья у них с ОБЕИХ боков"! Ебена мать, слово "бок" мужского рода, как можно было сказать "с обеих"??? Слыша такую шляпу, начинаешь сомневаться в грамотности исполнителя.
Ну и наконец пару слов о том, что же мне все-таки понравилось в альбоме. Это трек "Квартиры" с Минором. Охуенный минималистический продакшн, хорошая тема, интересная рифмовка и подача обоих МС. И главное, именно в этом треке Денис искренен. По крайней мере мне так кажется, опять же, потому что я достаточно хорошо его знаю, знаю, сколько времени ему пришлось прожить сначала в чужой квартире, потом самому снимать хату. Поэтому за "Квартиры" выражаю Денису искренний респект. Ну и треки с Лениным тоже пиздатые, хотя и не в концепции альбома.

X-Star: Как ни странно, согласен с тобой в некоторых моментах ("обеих" тоже меня взбесило, и композиции с Лениным, конечно, не в кассу), но! Опять же, видишь, даже по твоей оценке видно, какие вы с Денисом разные. Дуэты с Лениным для него - всего лишь достаточно коммерческий эксперимент в мягком форматном рэпе - для тебя это одни из лучших композиций с альбома. А относительно искренности… Не кажется ли тебе, что Денис (кстати, ты сам об этом много раз говорил) просто с приездом в Москву изменился, соответственно, изменились и взгляды на творчество? А "обилие наездов" на РММ, как ты его называешь, как раз и является лучшим показателем того, что Карандаш читает о том, что его волнует, а не о том, что понравится публике… Ведь любому понятно, что уход из группы не остался для него просто рядовым событием… И еще насчет наездов на РММ: когда я писал рецензию на этот альбом, я тоже обратил на это внимание, а потом понял, что такое впечатление складывается прежде всего потому, что от этого альбома все ждут наездов на РММ. Хорошо, что ты вспомнил "Они Чертовски Талантливы": был реальный случай, когда человек, очень мало разбирающийся в рэпе и совсем недавно начавший слушать эту музыку, сказал мне: "А ты слышал этот трек? Там Карандаш в дуэте с кем-то жестко опускает вАрчуна…". К чему это я? Да к тому, что каждый слышит то, что хочет услышать и что ждет услышать. Неужели у тебя никогда не было такого, что кто-то тебе объяснял смысл твоих же строчек, причем тот смысл, который ты и подавно не вкладывал в текст?
вАрчун: Хммм… Не знаю, не знаю… Мне кажется, что Москва не то чтобы меняет людей, а просто заставляет человека развивать те качества, которые позволяют ему максимально приспособиться к бешеному темпу столичной жизни. К сожалению, развиваются отнюдь не доброта и радушие, а наоборот, отчужденность и способность искать выгоду. Таким образом, рискну предположить, что Денис в той или иной степени всегда был таким, как сейчас. И я считаю, что Денис читал не о том, что его волновало (ибо можно было просто позвонить и сказать: "Пацаны, а может забудем все и начнем заново? Вы же мои друзья, ебена мать…"), а о том, на чем можно было сыграть. И ведь сыграл же!!! Меня задел, это раз. Вся сеть только и о том и гудела в течение длительного времени, как об уходе Карана из РММ, это два. А представь на минуту, что все это - спланированная акция? Что Денис все давно уже продумал и выбрал наиболее удачный момент для разрыва с РММ и выпуска сольного альбома??? Изменишь ли ты тогда взгляд на продукт компании КАРАНДАШ???

X-Star: Не знаю - не знаю… Москве всегда завидовали и завидуют люди из провинции, а Карандащ… Ты знаешь, я сомневаюсь, что то, что ты предположил, возможно… Поэтому и представить такое не могу. Ладно, закроем и эту тему - теперь поговорим о том, какой рэп ты сам слушаешь, что тебе больше всего нравится?
вАрчун: В принципе, я всегда в основном слушал мэйнстрим-рэп. Начиная с MC Hammer'а и Vanilla Ice в начале 90-х, далее перейдя на Ice Cube, NWA, Public Enemy, Naughty By Nature и т.п. Затем я познакомился с West Coast gangsta rap'ом и g-funk'ом (Dr. Dre, Snoop Dogg, Warren G, даже D.O.C.). Потом открыл для себя east-coast hardcore rap - Redman, Wu-Tang и т.д. Вообще, в рэпе я почти всеяден - раньше слушал все, что можно было достать, и везде находил свои фишки, свои приколы. Сейчас, когда рэпа очень много, слушаю то, что могу приобрести в музыкальном магазине, принадлежащем моему знакомому. Или то, что куплю в Москве в "Союзе". Я не ставлю себе цель достать что-то редкое, какой-то там андеграунд, потому что это требует некоторых усилий. А мне и так есть куда тратить свои силы, кроме того, что бегать по Горбушке в поисках того-не-знаю-чего или качать с сети. Отсюда и любовь к мэйнстриму. Его и в прессе/интернете лучше освещают, и достать его легче, а прикольных тем там не меньше, чем у какого-нибудь Aesop Rock. К тому же даже из мэйнстрима всего не укупишь, кошелек-то не резиновый. А рэп на болванках я не признаю. Если только русский. Я люблю, чтобы буклет был, чтобы все названия треков были правильно указаны, все фичеринги, все продюсеры. Не хочу хвастать, но о рэпе я знаю достаточно много, и во многом благодаря тому, что внимательно читаю буклеты.
Если все же перечислить некоторые имена и названия, то в первую очередь это будет Busta Rhymes. Внимательно слежу за его творчеством, у меня есть все его альбомы, половина к сожалению на кассетах. Чувак обладает охуенным стайлом, пиздатой подачей, да и клипы у него невъебенные. Затем назову Redman и Method Man. Именно в таком порядке - сначала Реджик, потом Клифф. Метод для меня слишком груженый, второй его сольный альбом мне вообще не нравится. Гораздо больше я тащусь от его фичерингов и от треков с Funk Doctor Spock. Обожаю альбомы Реджика. Вроде нет ярко выраженных хитов, зато каждый альбом очень ровный и целостный. И куча прикольных интерлюдий. Слушаешь диск, как будто радиопостановку, или даже как будто кино смотришь (если фантазия хорошо работает и в английский язык врубаешься, или если ты под фоном). Еще обязательно нужно отметить Jay-Z - к этому сукину сыну не подъебешься, каждый альбом - попадание в "десятку". Для меня это идеал хип-хоп карьеры. Раньше перся от DMX, но последнее время более спокойно к нему отношусь.
Отдельно хочу отметить южный рэп - Ludacris, Chingy, Nelly и т.д. У нас в России мало кто врубается в южный баунс, а меня вот прет. Я вообще люблю всякое говнецо, тупорылый рэп для тупорылых ниггеров. А че, прикольно же - чуваки обдолбаются сиропчика и давай ебашить о своем, о южном. Как говорится, "сиськи, письки и хвосты, и приятели мои". Big Tymers, Juvenile и жемчужина моей коллекции - Three 6 Mafia (более тупого рэпа я в жизни не слыхал). Вот так и живем…

X-Star: Не кажется ли тебе, что слушая в основном (или даже только) мейнстрим-рэп, ты сознательно закрываешь себе доступ к целому пласту культуры, который, как бы ты к нему не относился, все же существует, и по идее даже является катализатором тех процессов, которые происходят в культуре. Вообще, сам же понимаешь, что мейнстрим - это только верхушка айсберга, по которой нельзя судить о всей глыбе.
вАрчун: Согласно определению мэйнстрим (основное течение) - это и есть бОльшая часть айсберга. Я не закрываю себе доступ ни к какому пласту хип-хоп культуры, по возможности я слушаю и хардкор, и еще какой-либо другой рэп. Между прочим, в последнее время в мэйнстриме наметилась тенденция к сотрудничеству с "королями андеграунда" - скажем, пару треков к последнему альбому Jay-Z спродюссировал 9th Wonder, или вон Kanye West делает музыку и для Talib Kweli, и еще черт знает для кого. В мэйнстрим попадают только лучшие и только оригинальные образцы всех пластов хип-хоп культуры, я так считаю.

X-Star: Абсолютно не согласен с тем, что мейнстрим - это бОльшая часть айсберга. Главная, та, что на виду, может быть, даже основная - но не бОльшая. Да и попадают в это течение, скажем так, не просто лучшие, а лучшие из тех, кто хочет попасть в мейнстрим… А это две большие разницы, как говорят в Одессе.
вАрчун: Выше я уже сказал о своем мнении по этому поводу - в мэйнстрим не стремятся попасть только те, кому не приходится париться о том, как добыть денег, чтобы обеспечить свое существование. Те, у кого они уже есть…

X-Star: Точно так же некоторые люди на Западе могут сделать вывод о ВСЕЙ российской музыке только по тому, что слышали: участников Евровидения (Пугачеву, Алсу, Премьер-Министр, новую какую-то девчонку из Фабрики, по-моему) и Тату, которые засветились на MTV и продаются в Европе… Ведь это будет неправильной оценкой!
вАрчун: А на Западе всем похуй на русскую музыку. Они варятся в своей передовой западной цивилизации, и им дела нет, чем там занимаются музыканты в странах третьего мира. Так что насрать на их оценку, ибо вылезти с русским рэпом на мировую арену просто невозможно.

X-Star: Я ничего подобного и не имел в виду, - это был просто пример, на мой взгляд, достаточно удачная, на мой взгляд, метафора… J И, кстати, признаюсь: мне тоже очень нравится Redman, хотя и Method меня не грузит… А относительно "тупорылого рэпа для тупорылых ниггеров" я не понимаю… Слушай, а тебе нравится, допустим, "Тупой и еще тупее" или всякие там "Бивисы-Баттхеды" и прочие примеры американской масс-культуры, направленные своей искрометной иронией как раз, на мой взгляд, на тупорылых? И еще вопрос: а тебе нравится отечественная попса? Тоже ведь на тупорылых правда-не-ниггеров ориентирована? "ля-ля-ля, руки вверх, танцуют все… 18 мне уже… и целуй меня везде…". И чем, помимо способа исполнения, что все-таки не так важно, наверное, отличается это от так любимого тобой баунса?
вАрчун: Один из моих любимых фильмов - "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар". Естественно, это тупой фильм для тупых, но… Он как раз и высмеивает всю эту Америку, всю ее тупость, все ее стереотипы и всю ее политкорректность. Я считаю, что этот фильм гениален в силу своей тупости. Скажу по секрету, Карандашу тоже очень нравится этот фильм. Более того, у него целая коллекция фильмов о Джее и Молчаливом Бобе.
А про попсу… Вот скажи-ка мне, кому НЕ НРАВИТСЯ отечественная попса? Или так - кто НЕ СЛУШАЕТ отечественную попсу? Тут хочешь не хочешь, а все равно от попсы никуда не деться - она же отовсюду звучит. Сидишь на работе, коллеги слушают радио - ты наслаждаешься попсой… Идешь по улице, из ларька доносится что? Попса голимая. Чем она отличается от баунса? Во-первых, все-таки способом исполнения. Это важно, хотя бы потому, что в рэпе в куплете строчек больше, чем в попсе, следовательно, больше информации можно получить. Во-вторых, подача, рифмовка и комбы (комбинации слов, которые западают в память, так сказать фишки). Я, между прочим, слушая попсу, пытаюсь вслушиваться в тексты, анализирую их, оцениваю. Ясен хуй, что 99% - это "ля-ля-ля, я люблю тебя". Но вот, скажем, у Меладзе в текстах есть реальные комбы и фишки. Например, "Назад от праздников ко вторникам, назад от финиша к исходникам" - сильные строчки, как будто для рэпа написаны…

X-Star: Мне не нравится отечественная попса и я ее по максимуму не слушаю, уж не говоря про "наслаждаюсь".. J И знаешь, я всегда думал, что способ исполнения - это всего лишь способ, а не самоцель, то бишь если две картины АБСОЛЮТНО одинаковы по содержанию, но одна написана красками, а другая - фломастерами, то они продолжают быть ОДИНАКОВЫМИ, несмотря на способ исполнения… есть форма, а есть содержание (или отсутствие оного). Еще, кстати, вопрос по ходу: какую информацию можно получить от рэп-баунса с большим количеством строк в куплете?
вАрчун: А кто сказал, что в стиле баунс можно читать только о трясопопии, алкоголепитии и травокурении? Это же новый миллениум, границ больше нет… О чем хочешь, о том и читай, под какую хочешь музыку. Ты разве не согласен?

X-Star: В теории - да. На практике - нет. По-моему, единственный альбом в России, в основном именно баунс-стилистики, это как раз твоя "Моя Игра", извини за каламбур… Так вот там я не заметил особой широты тем, честно говоря. Да и философские размышления, допустим, в стиле баунс я тоже слабо себе представляю…
вАрчун: Очень приятно слышать, что мой альбом - единственный в своем роде. Как бы кто ни относился к моему творчеству, что бы кто ни говорил, но такое явление, как вАрчун, РММ, Квазар Музыка имеет место быть. В России никто пока еще не делает такой рэп, как мы. И это меня радует. А что касается широты тем - видишь ли, мне хотелось расширить потенциальную аудиторию своего альбома. Я хочу, чтобы меня слушали не только кучка широкоштанников или интернет-личинок, я хочу, чтобы меня слушали симпатичные девчонки, например… Или пацаны постарше, чего-то достигшие в жизни, умеющие зарабатывать бабки, и тратить их… Вообще, меня интересует более платежеспособная публика, ибо, повторюсь, за свой рэп я хочу получать адекватное вознаграждение. Как ты сам сказал, мой альбом - первая попытка в России выпустить качественный, грамотный баунс-альбом. Будут новые альбомы - будут и новые темы для песен, я считаю, что пределов для совершенствования самого себя не существует…


X-Star: Что для тебя важнее - чтобы твой альбом купили как можно больше человек или чтобы его послушали (и услышали) как можно больше человек?
вАрчун: Видишь ли, я уже давно преодолел "комариный" возраст в хип-хопе. В том смысле, что каждый мой новый трек, каждая совместная работа ожидаема поклонниками. По любому мой альбом услышит много человек, и те, кто услышит, дадут своим знакомым, а те своим знакомым. Так что все идет своим чередом, раньше мы работали на свое имя, теперь потихоньку имя начинает работать на нас. И с этой точки зрения мне важнее, чтобы как можно больше народу именно КУПИЛИ альбом, ибо от продаж напрямую зависит мой заработок. А еще до кучи мы с Крэком и Хоком выпускаем еженедельную программу о рэпе "Твой стиль" на волнах нижегородского филиала радио "Динамит-ФМ". Там мы достаточно часто ставим свои треки, так что проблем с тем, чтобы нас послушали и услышали, у нас нет. Главное, чтобы услышав трек по радио, слушатель захотел купить альбом J
А вообще я хотел бы сказать, что не нужно суперсерьезно все воспринимать. Надо ко всему, в том числе и к рэпу, подходить с юмором, с улыбкой. Лично я так и делаю. И не парюсь. Мир.

X-Star: Упрощать весь мир, всю жизнь до уровня юмора и улыбок, которые в нормированной дозе безусловно должны присутствовать, на мой взгляд, неправильно. Жизнь - а любое искусство, любое творчество - это все же не способ привлечь самку, а способ отражения этой самой жизни, этого самого мира - разнообразна и не так проста, как можно было бы подумать, если бы существовали только r'n'b да bounce…
вАрчун: Все верно, мой друг, все верно… Только вот я никогда не сталкивался, скажем, с такой ситуацией, когда мой лучший друг умер бы от передоза… Или убил бы кого-нибудь. Или еще там что-либо из жизни белого гетто. Следовательно, читать об этом я не буду, так не смогу сделать это искренне. Я считаю, что моя ниша в хип-хопе - это легкий юмористический рэп для среднего класса. Что-то среднее между Kanye West (именно он позиционирует свой рэп как "рэп для среднего класса") и Redman (никто не будет отрицать, что основная фишка Реджика - стеб и жесткий юмор). Кто бы что ни говорил, а мой рэп как раз и является отражением моей жизни. Если ты внимательно слушал мой альбом, не перескакивая с трека на трек, а пройдя последовательно от интро до финальной песни "Моя игра", ты бы понял это. Bounce - это всего лишь часть того, что я делаю, так сказать, верхушка айсберга. Просто нужно вслушаться и услышать то, что я хочу донести до слушателя. А донести я хочу вот что: в моей игре правила устанавливаю я сам. Я сам достиг того уровня, на котором сейчас нахожусь, и это дает мне право делать то, что нравится, что у меня лучше всего получается. Мои болельщики покупают мои диски, мои соперники пытаются обыграть меня, а те, кто хотят играть со мной в одной команде, играют по моим правилам. Это рэп-игра, а ты что подумал?

X-Star: С убийствами я тоже не сталкивался, а вот с мыслями о своем будущем, своем месте в мире, отношениях между людьми, религии, других философских вопросах ты тоже не сталкивался? Только не говори, что ты все сказал в треке "Звонок" (кстати, вспоминаются твои слова относительно "соплей" в рэпе, - эти слова проходят словно красной линией через многие твои интервью)! Рэп-игра? А я думал, это творчество… искусство… Эх, как я ошибался!
вАрчун: Во-первых, я сомневаюсь, что мое творчество ты считаешь творчеством и искусством. Поэтому давай все же будем взаимно вежливы и обойдемся без навешивания ярлыков, хорошо?

X-Star: Нет, к любому творчеству я отношусь как к творчеству. Уже другое дело - какую оценку я ставлю тому или иному примеру творчества…
вАрчун: А во-вторых, дружище, ВСЕ я сказал не в треке "Звонок", а в треке "Моя игра" (feat. Vanich и Крэк). Рекомендую тебе повнимательнее переслушать эту песню. Я специально поставил ее в конец альбома, чтобы слушатель шел к финалу от трека к треку, впитывая ту информацию, которая заложена между строк. "Звонок" - это крик души, родившийся, когда у меня был не очень хороший период в жизни… Кстати, хочешь забавную историю, касающуюся этого трека? Когда я сочинил свой куплет, я хотел, чтобы "на том конце провода" был Денис Григорьев. У него как раз дела шли в гору, он переезжал в Москву, на новую хорошо оплачиваемую работу. И концепт трека был таков - я звоню своему другу, которого редко вижу, т.к. живет он далеко, и жалуюсь на свою непруху. Он же рассказывает мне о своей жизни, приободряет, пытается поддержать… Карандаш сделал минус для этого трека, и подарил его мне на день рождения (я удивлен, почему он еще не использовал его для своего трека - ведь "Шире круг" и "Сучки/сестры" успешно были пущены в оборот). Мы должны были записаться, но что-то не состыковалось на студии, и запись пришлось отложить до лучших времен. Потом была ссора, раскол РММ и все такое… В итоге я "позвонил" Лимону J А мое мнение насчет соплей в рэпе не изменилось. "Настоящие мальчишки" не плачут, они поднимаются и вновь устремляются вперед. Им нельзя показывать свою слабость, и уж тем более нельзя играть на этом. Именно поэтому в моем альбоме мало таких вот "сопливых" песен. Я считаю, что не готов еще вывернуть перед слушателем свою душу наизнанку - не хочу, чтоб туда плюнули…
X-Star: Твое святое право. Но знаешь - между вывертыванием души наизнанку в стиле того же Карандаша и, допустим, треками "Когда мы входим в зал", "С 10.00 до 5.00" есть еще много места! По-моему, можно увеличивать смысл лирики, и без душевного стриптиза. Взять хотя бы те же сюжетные треки в стиле "Картинок" Югов или "Игры Случая" Dead Poets. Кстати, специально пересмотрел буклет твоего альбома и не нашел ни слова про то, что музыка "Звонка" принадлежит Д. Григорьеву. Top secret? J Да, и еще про "Звонок" - знаешь, когда я прослушал этот трек, я, конечно, долго не мог прийти в себя, но потом я пришел к выводу, что эта композиция либо слишком искренняя, либо неискренняя вовсе. Позже в силу некоторых причин второй вариант отпал - и получилось так, что "Звонком" ты разом прыгнул из одной крайности в другую…
вАрчун: Я же не сказал, что ЗАПИСАЛ "Звонок" под минус Карандаша. Я сказал, что ПЛАНИРОВАЛ сделать это. Но не сделал. После нашей ссоры с Денисом нам пришлось переделывать треки, записанные для моего альбома под его минусы. А "Звонок" я вообще решил сделать под абсолютно новую музыку, к Карандашу не имеющую никакого отношения. Я обратился за помощью к американской команде FiNN, и они любезно предоставили мне тот минус, под который и был записан "Звонок". Этот трек действительно очень личный, там все правда, как в моем куплете, так и в куплете Лимо. Как говорится, бывают случаи, когда даже настоящие мужчины плачут. Такими песнями, как "Звонок" и "Моя игра" я хотел показать слушателям (особенно тем, кто обвиняет меня в излишней легкости и несерьезности текстов), что вАрчун на самом деле не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд… Это все гораздо больше, помнишь? J

X-Star: Помню… J Ладно, понятно… Но вот еще один фундаментальный вопрос хочется затронуть: как ты считаешь, рэп - это больше поэзия или музыка? Называя себя рэппером, ты чувствуешь себя больше музыкантом или поэтом?
вАрчун: Я считаю, что в рэпе самое главное - это искусство рифмовать. Это стайл, подача, техника, flow - называй как хочешь. Можно рифмовать о чем угодно, хоть о волосах на заднице, но нужно делать это качественно, красиво, с фишками. Нужно увлекать своей подачей слушателя, чтобы он следовал за тобой по тексту, держать его в напряжении, делать так, чтобы он мог выделить тебя из кучи других МС. С этой точки зрения получается, что я являюсь сторонником "чистого рэпа", "рэпа ради рэпа". Вспомни "серебряный век русской поэзии", там тоже такая мулька была J Ну а если выбрать из двух предложенных тобою категорий, то я все же склонюсь к мнению, что рэппер - это прежде всего поэт. Даже так - рэппер - это прежде всего МС. Поэт, рифмующий под бит. Вот как.

X-Star: И на закуску: мы уже поговорили о твоих пристрастиях в иностранном рэпе. Теперь хотелось бы узнать твое мнение по поводу русских исполнителей: ЮГ, Каста, Многоточие, Bad B., Nonamerz, Krec, Смоки Мо, Vanich и др…
вАрчун: Ю.Г. - на мой взгляд, слишком много негатива, тяжелой социалки. И чересчур упрощенная рифмовка, так сказать "квадратная", без комбов. Хотя на сцене пацаны работают охуенно, мне очень понравилось их выступление на "Наших Людях 2003".
КАСТА - Тут как раз с рифмовкой все в порядке, не подъебешься. И Влади, и Шым - очень хорошие лирики, а вот Хамиля воспринимать немного тяжелее. Но в целом у них очень качественный продукт. Правда, на мой взгляд, многие тексты КАСТЫ чересчур сложны для понимания, не удается с первого прослушивания схватить мысль J А в некоторых треках (особенно на сольном альбоме Влади) появляется ощущение, что в угоду рифме жертвуют смыслом текста. Для такого стиля, как стиль КАСТЫ, это не очень хорошо. Другое дело баунс - там хоть обрифмуйся J
МНОГОТОЧИЕ - был однажды на их концерте, так вот там перед сценой перлись несколько гердозников, на хуй уебошенных. Кто-то сказал, что это друзья МНОГОТОЧИЯ из Кузьминок, ходят на их концерты, вмажутся и прутся перед сценой. Я бы не хотел, чтобы у моего рэпа были поклонники подобного рода.
То, что сейчас называется Bad B. - это уже не Bad B., а хуй пойми что. Золотой век Плохого Баланса давно позади, хотя его вклад в развитие рэпа в России неоценим. Вообще, мне кажется, что сейчас Bad B. является могильником для МС. Если ты попал в Плохой Баланс - считай, что слился. Сколько групп было разрушено из-за Bad B. - D.O.B., Da-108, "Белые Братья", "Легальный Бизнес"… Попадая в Bad B., МС теряет свою индивидуальность, прогибаясь под очень харизматичную фигуру Влада Валова. Не нужно было реанимировать этот проект, лучше бы Шефф работал сольно.
NONAMERZ - давно мы от них ничего нового не слышали, окромя трека "Точка" и многочисленных guest appearances Дайма. Мне нравится распиздяйский стайл Димана, да и вообще он во многом близок мне по духу. Иначе я бы с ним не сработался J Андрей, конечно, значительно более серьезный тип, фундаментальный такой. Единственно, у него подача на мой взгляд немного нудная, хочется большей динамики. А вот наполнение его текстов хорошее, фиг ли, не каждый рэпник может похвастаться тем, что защитил диссертацию.
СМОКИ МО - тут все понятно, прорыв 2003 года. Очень талантливый МС, лирик, поэт, говори как хочешь. Неподражаемый стайл. Но вот от альбома я ожидал большей концептуальности, хотя сказать, что альбом мне не понравился, я не могу. Отличная работа. Из KREC'ов мне нравится, как рифмует Фьюз. Но вот покупать их альбом я скорее всего не стал бы, не хочу никого обидеть, но я боюсь, что он окажется немного вторичным относительно альбома Смоки. Искренне надеюсь, что я не прав. Осталось только заценить альбом и убедиться в этом.
ВАНИЧ - молодчик, отличается от других своим стайлом, когда в текстах не всегда встречается рифма. Мощная подача. Такой вот брутальный стиль, вроде местами коряво, но зато искренне и безапелляционно. Люблю таких МС. Ну а музыка а-ля френч хардкор, где-то пиздатая, где-то так себе.
Из тех, кого ты не назвал, хотелось бы отметить КРЕСТНУЮ СЕМЬЮ. До того момента, как мы познакомились на "Наших Людях 2003", я считал, что это какой-то фэйк, подделка, коммерческий проект, пропиаренный таким вот оригинальным способом. Но увидев их воочию, пообщавшись, я изменил свое мнение. Я даже подарил Крэку на новый год их альбом "Пираньи". Ну и, конечно, ДРАГО. Раньше перся от его диссов и battle-tracks на форуме, а недавно имел удовольствие познакомиться с ним лично на КОФЕМОЛКЕ. Двухметровая рэп-машина, настоящая горилла. Отличный flow, оригинальная подача и хорошая техника. Кроме того, пиздатое шоу на живом выступлении. Думаю, 2004 г. станет годом прорыва Драго.

X-Star: Все с тобой ясно… Спасибо за интервью! По-моему, получилось очень здорово. Небось никогда еще таких развернутых интервью не давал?
вАрчун: Да уж, из этого интервью книгу можно сделать… Что-то типа [X-Star "вАрчун о рэпе и не только…" или "Диалоги с вАрчуном в трех томах"]. Мы с тобой громадную работу проделали, было интересно испробовать новый стиль интервью - некий интерактивный диалог, из которого можно много узнать не только о том, кто дает интервью, но и о том, кто его берет. Я чертовски доволен тем, что в итоге получилось…
В заключение скажу, что к моему (думаю, что и не только к моему) удовольствию русский рэп развивается, и развивается достаточно динамично. Постоянно появляются талантливые МС, битмейкеры. Сегмент отечественного шоу-биза, занятый хип-хопом, постепенно расширяется, и это не может не радовать. Рэпперы даже начали зарабатывать деньги своим творчеством. Главное, не останавливаться на достигнутом. Даешь каждому рэпперу по "Бентли" к 2010 году!!!

X-Star & вАрчун


взято с Хип-Хоп Стайла